Вопросы по Библии
Вернуться в блогКакое наказание ожидает грешников?
Значительная часть верующих считает, что после смерти души грешников будут вечно мучиться в пламени геенны. Однако Библия при внимательном изучении даёт нам иное понимание посмертного наказания.
Бог Свою любовь к людям доказал на Голгофском кресте. Чтобы каждый раскаявшийся грешник мог получить прощение грехов и вечную жизнь, Сын Божий Иисус Христос претерпел крестную смерть, заплатив таким образом за наши грехи: «Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Иоанна 4:8, 9).
Однако разве можно себе представить Создателя, Который, называя Себя Отцом людей, с одной стороны, не пожалел Сына ради спасения раскаявшихся грешников, а с другой — будет смотреть на вечные страдания непокаявшихся? Многие люди не могут пять минут смотреть, как кошка убивает мышку. Представьте, какую нужно иметь жестокость, чтобы за 20, 30, 40, даже 50 лет ошибок и грехов приговорить человека к страданиям на срок не 20, не 30, не 40, не 50, не 100, не 1000, не даже 5000 лет, а навечно! Стоит заметить, что, согласно представлениям о вечных муках некоторых верующих, вместе с закоренелыми проходимцами в вечном пламени могут оказаться и некрещёные младенцы, и заблудшие старцы…
Учение о вечности мук в геенне огненной строится на нескольких библейских текстах. Давайте рассмотрим их. Иисус Христос, описывая Великий Суд, так возвестил относительно беззаконников: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матфея 25:41, 46).
Если внимательно проанализировать слова Христа, то видно, что «огонь вечный» приготовлен «диаволу», которой является прародителем зла, и его бесам, а не для мучения людей. Таким образом, данная фраза вообще не говорит о вечных муках людей в геенне огненной, а речь идёт об огне для сатаны и его ближайших приспешников.
Что касается фразы, относящейся к беззаконникам «пойдут сии в муку вечную», то слово «мука» в оригинале представлено греческим κόλασις и имеет переводы: наказание, кара, то есть говорит о наказании как о справедливом воздаянии за вину. Таким образом, слово «вечно» здесь обозначает не то, что процесс наказания будет продолжаться вечно, а то, что эта кара необратима. То есть вечное наказание означает, что уже нельзя будет изменить участи грешников.
Давайте рассмотрим ещё один текст: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Марка 3:29). Посмотрите внимательно. Здесь как раз говорится, что беззаконников ждёт вечное «осуждение» — в оригинале κρισεως, а не мучение. Другой перевод слова ρισεως— «судебный приговор». Приговор и мучение — это абсолютно разные понятия, как в древнегреческом, так и в других языках.
Согласно многим текстам Священного Писания, Великий Суд представлен как сжигание огнём, то есть уничтожение греха и грешников, а не вечное страдание нечестивых. Вот несколько текстов на эту тему: «Нынешние небеса и земля… сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков… земля и все дела на ней сгорят» (2 Петра 3:7, 10).
«Праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью… в явление Господа Иисуса с неба… в пламенеющем огне совершающего отмщение… не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели» (2 Фессалоникийцам 1:6-9). «Нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут» (Псалом 36:20).
«Устрашились грешники…; трепет овладел нечестивыми: “кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?”» (Исаия 33:14).
Как хорошо видно из этих текстов, грешные люди погибнут в огне навечно, то есть без возможности воскрешения.
О чём же тогда говорит ещё один текст Библии о вечных муках в книге Откровение? «И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днём, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его» (Откровение 14:11). Если на основании этого текста сделать вывод, что грешники будут мучиться в огне вечно, то нужно будет признаться в противоречивости Библии, ведь выше мы читали, что они погибнут. Но противоречия не будет, если внимательно изучить библейские тексты и сопоставить их. Тогда мы увидим, что вечным называется не мучение грешников, а сам огонь. В Библии нет однозначных текстов, которые говорят, что именно страдание грешных людей, недостойных Царствия Небесного, будет вечным. Ряд богословов считает, что Бог оставит на новой земле огонь геенны для напоминания об огромной трагедии, постигшей Вселенную. Тогда очевидно, что вечность относится не к мукам, а к дыму, то есть опять же — к огню. Посмотрите, этот вечный дым упоминается и далее в книге Откровение: «И дым её восходил во веки веков» (Откровение 19:3).
Почему же написано, что грешники «не будут иметь покоя ни днём, ни ночью» (Откровение 14:11)? Это беспокойство они будут испытывать от семи язв, описанных далее в 15-й главе книги Откровение. Но и этим язвам придёт конец.
В целом, говоря о вечности, нужно знать, что в Библии слова «вечно» и «вовек» далеко не всегда обозначают бесконечность. Например: «И он останется рабом его вечно» (Исход 21:6). Здесь речь идёт о времени жизни раба или о сроке до его освобождения, что происходило по закону каждый пятидесятый год. «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» (Иуды 7). Как видно, огонь Содома и Гоморры Библия тоже называет вечным, однако он давно погас. Священное Писание сравнивает истребление этих городов с последующим наказанием нечестивцев на Великом Суде.
Анализируя Библию, можно сделать вывод: что-то вечно длится, пока не закончится, либо не исполнится его предназначение, установленное Богом. Понятие «вечно» в смысле «бесконечно» может принадлежать только Богу.
Мы не можем знать, насколько долго будет гореть пламя Великого Суда. Главное, мы можем быть абсолютно уверенными, что грешники не будут мучимы вечно в этом огне. Библия неоднократно и однозначно говорит об их справедливом наказании — уничтожении, а не вечных страданиях.
Небиблейское учение о геенне огненной в виде места вечного страдания передаётся из поколения в поколение, видимо, проникнув в христианство из язычества после «сращения» церкви и языческой Римской империи, и поддерживается оно, в первую очередь, теми, кому это выгодно. Не сложно понять, что человек, желая избежать страшной участи, описанной духовными наставниками, старается выполнять все их предписания. Он стремится побыстрее крестить детей, смиренно ходит на исповеди, совершает таинства… Но разве это нужно Любящему Богу? Ему нужно наше любящее сердце. Давайте вспомним, какую заповедь Иисус назвал самой важной: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Марка 12:30, см. также Втор. 6:5). Насколько наивен и тираничен должен быть Бог, чтобы просить людей любить Его всем сердцем, всем разумением, всею душою, то есть всей свой жизнью, всем естеством, а «непослушных» пугать вечным страданием в аду. Разве любовь под страхом возможна от души, разума и сердца? Конечно, нет. Библия учит обратному: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Иоанна 4:18).
Научитесь любить Бога от чистого сердца, в покаянии примите Его жертву, принесённую за вас на Голгофе, и это будет гарантией вашей вечной жизни со Христом, где не будет ни мучений, ни страха, ни слёз!
Валерий Татаркин
Использованы отрывки из книги
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
www.apologetica.ru
Геенна — евр. Ге-Хинном, т.е. долина Хинном. Она располагалась с южной стороны Иерусалима и описывалась в Библии как долина убиения. При царях Ахазе и Манассии здесь был Тофет — место, где сжигались в жертву языческому божеству Молоху дети. Иудейский царь Иосия, уничтожая идолопоклонство, осквернил это место, сделал его свалкой, где по-народному поверию всегда горел огонь, в котором, дабы не хоронить, сжигались тела мёртвых разбойников и богоотступников. Долина Ге-Хинном является вполне подходящей картиной для изображения места уничтожения грешников. Именно поэтому название долины стало нарицательным термином «геенна», символизирующим Последний Суд.
Газета «Сокрытое Сокровище» № 11 (211) ноябрь 2014 г.